logo
Филиал №24
Шигаевский сельский многофункциональный клуб
Часы работы Шигаевского СМФК:
Понедельник-пятница с 13:00 до 20:00
суббота 22:00 до 01:00
суббота 22:00 до 01:00

Нематериальное культурное наследие

Башкирский театрализованный фольклорный обряд «Медвежий праздник».

Через обряд “Медвежий праздник” посредством игр хореографическо-обрядовой постановки, национальных игр, игр на башкирских инструментах, как кубыз, хайран, дунгур (бубен), показа самобытности башкирского народа – выявляется единство, их быт и нравы, любовь к природе, родной земле, исторические данные о жизнедеятельности коренных жителей села начала XIX века, прививается возрождение, сохранение и передача будущему поколению духовную и национальную культуру.

Важнейшими составными элементами тотемизма были праздники в честь тотемов, которые впоследствии трансформировались в промысловатые обряды. Их реликтовые остатки прослеживаются и в башкирских обычаях и обрядах по сей день, так как обычаи являлись системами и нормами жизневедения башкир. Одним из таких обрядов является “Медвежий праздник” (Айыу туйы).

В башкирской мифологии медведь оказывает благотворное влияние на судьбы людей. Медвежьи когти и лапа, прибитые над дверью способствовали поверьям башкир Белорецкого района, благополучному внутриутробному развитию ребенка. По поверьям, медвежьи когти, растягивающиеся при спускании в теплую воду, должны были имитировать раскрытие матки и ускорить рождение ребенка.

Исторический аспект

Так как Белорецкий район находится в горно-лесной зоне, издавна бывают нападения диких животных на населенный пукт. Мужчины и молодые парни охотились и охотятся по сей день на медведей, волков и прочее. В народе появились пляски со шкурами животных, зубы медведя вешали на колыбель в качестве оберега новорожденнему младенцу, желчь доставался тем, у кого болят суставы. По рассказам жителей у охотников села дома были украшены шкурами, рогами, когтями, перьями птиц, хранили зубы, изготовленные вещи, воротники из лисьих хвостов и т.д.

Описание

Коллективная охота на медведя традиционно пришла и в настоящее время. В нашем случае обряд говорит о том, что медведь-шатун этой осенью не смог набрать жир на зиму и по той причине нападал на скотину. Охотники уходили на охоту, искать медведя, а женщины, оставшиеся дома, делали ритуал, обращаясь к Богам воды, земли, огня, леса, горы, солнца, чтобы мужья и сыновья вернулись с охоты здоровыми и невредимыми, и конечно, охота проходила удачно. Природные силы вызывали у башкир особое почтение. Также они верили в силу грома, луны, реки. Бытует по сей день вера в исцеление при помощи природы и природных явлений. Корнями ритуал уходит в язычество.

Привозят убитого медведя в село, снимают с него шкуру цельной (вместе с головой, лапами и хвостом). В честь удачной охоты на медведя, всегда проводился праздник: охотники коллективно исполняли ритуальный танец, сопровождаемый ритмическими возгласами и народными инструментами. Исполнитель танца набрасывал на себя медвежью шкуру и уподобившись медведю, воспроизводил его походку и движения. На празднике произносились заклинания, обращенные к медведю-дарителю благополучия и счастья и одновременно мольба не ввергать народ в беду.

Данные фольклорного обряда взяты с начала XIX века из воспоминаний коренных жителей села Шигаево Белорецкого района Республики Башкортостан.

Форма бытования

В настоящее время башкирский фольклорный обряд “Медвежий праздник” существует как реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования. Также есть театрализованная сценическая форма, ориентированная на авторское развитие, встроенная в сельскую праздничную культуру.

Место бытования – Республика Башкортостан Белорецкий район с. Шигаево.

Состояние бытования

Сохранение наследия  предков является наши дни актуальной проблемой и национальные традиции является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений. По сей день сохранились традиции охоты на медведя.

Способы и формы передачи традиции

Башкирские местные обряды передаются из поколения в поколении из уст в уста, рассказами, воспоминаниями старожилов села. Из этих фактов работники клуба формируют сценарии, разрабатывают разные формы мероприятий, восстанавливают жанры и виды нематериального культурного наследия жителей села, района. Данные хранятся в архиве Шигаевского сельского многофункционального клуба. В праздниках, конкурсах и фестивалях разного уровня принимают участие пенсионеры, жители среднего возраста, молодежь и дети. В памяти подрастающего поколения остаются самые яркие, интересные моменты обрядов, обычаев, танцев, песен, частушек, легенд, исторические факты названий достопримечательностей природных мест родного края.